Всего одно неосторожное движение - и ничего не подозревающий владелец мобильного телефона лишается 344 рублей 40 копеек в месяц. Суммы могут оказаться и больше.
Как сообщают "Известия", предприимчивые граждане нашли способ облегчать счета абонентов сотовой связи в стиле героев О'Генри. На память о деньгах остается маленький сувенир: хорошая песня, картинка или игра. В любом случае виноватым окажется лишь "тюфяк", не разобравшийся в современных технологиях, понятия не имеющий, что такое "контент-провайдер", и уверенный, что входящие SMS (короткие сообщения) бесплатны. Словом, в России действует схема отъема денег у населения, поражающая точным психологическим расчетом, а главное - юридической красотой. Она абсолютно законна.
Начинается все, разумеется, с рекламы. Она призывает "закачать" в мобильный телефон любимую мелодию, новую игру или понравившуюся картинку. Услуга, понятно, платная. Для этого надо послать SMS на короткий номер. Например, 1020. А дальше - самое интересное. Абоненту предлагается "подписка" на "новости" с возможностью и дальше обновлять свой "контент" (содержание). То есть "закачивать" все новые песни, игры и прочую лабуду, абсолютно не нужную для разговоров по мобильному телефону. И тут открывается ловушка. Мало кто обращает внимание, что подписка на "новости" - платная. Потому что "новости" приходят в виде SMS, а входящие сообщения бесплатны, это знают даже дети. Но эти, посланные с короткого номера, - платные.
Само сообщение содержит очередную ссылку для скачивания "контента". "Но я ничего не скачивала, - уверяла меня 11-летняя дочка. - Я только один раз, давно скачала, а когда вы с мамой запретили, я больше ничего не посылала".
И в самом деле, изучив детализацию счета за последний месяц, никаких исходящих сообщений на короткие номера я не нашел. Зато обнаружил 4 входящих SMS с номера 770359. Каждое из них обошлось нам в 86 рублей. Но если мы не воспользовались предложенной услугой, за что платить?
- За "подписку", - объяснил мне заместитель генерального директора компании "Авант-Мобайл" Денис Аксенов. - Это так же, как и подписка на газету. Платите за газету, а не за чтение одной какой-то заметки. Скачал ли абонент игру или картинку - не важно, биллинговые системы операторов, и не только в России, просто списывают деньги. По словам Аксенова, кроме "Авант-Мобайла" еще примерно 100 компаний предоставляют разнообразный мобильный сервис. Действуют они по договорам с сотовыми операторами. Сам господин Аксенов уверяет, что целевая аудитория "Авант-Мобайла" - это молодежь от 18 лет, и они прекрасно знают - услуги платные. Кроме того, от "подписки" всегда можно отказаться, достаточно лишь позвонить в службу техподдержки. "Таких жалоб, как ваша, - мало, за вчерашний день всего две", - утверждает замглавы "Авант-Мобайла".
Обращение к оператору связи никакого эффекта не дало. Вежливо, но твердо мне было разъяснено, что, отправив SMS "контент-провайдеру", гражданин согласился получать платные услуги. А дети? Следить надо лучше за своими детьми: сим-карты (телефонные номера) продаются лишь взрослым, по предъявлении паспорта: "Если вы дадите ребенку ключи от вашей машины, вы же не станете предъявлять претензии производителю автомобиля". Еще предложили спецтариф для детей, он исключает отправку SMS на короткие номера.
Словом, все законно. Это подтверждают и эксперты по защите прав потребителей. Юристам, конечно, виднее. Но я все равно ощущаю себя потерпевшим. И удивляюсь нашему законодательству и бездействию властей. Словно мы вернулись в 90-е, когда на каждом углу предлагали поработать "в крупной иностранной компании" и разбогатеть на торговле пищевыми добавками. Тоже все законно. Сейчас, кстати, таких объявлений опять появилось множество.